Метастазирование опухолей - общая онкология
Видео: Онкология, рак, метастазы в легких [Николай Пейчев, Академия Целителей]
Одним из основных путей диссеминации опухоли является распространение ее по лимфатической системе [Carter R., 1976- Rosai J., Ackerman L., 1979- Sherbet G., 1982]. Доступ к ней обычно осуществляется через мелкие лимфатические сосуды, которые обладают структурными особенностями, позволяющими опухолевым клеткам проникать в их просвет. В мелких сосудах отсутствует базальная мембрана и имеется большая доля щелевых контактов между эндотелиальными клетками, через которые подобно макрофагам и лимфоцитам опухолевые клетки проникают в сосуды. С одинаковой легкостью опухолевые клетки могут проникать и через тонкостенные венулы. Кровеносные сосуды, связанные с опухолью, легко проницаемы, что можно объяснить наличием относительно скудной околососудистой соединительной ткани и дефектностью эндотелиальной выстилки их. В ряде случаев опухолевые клетки могут получить доступ к лимфатической системе через анастомозы между венулами и лимфатическими сосудами. Распространение клеток из первичной опухоли через лимфатические пути осуществляется в течение нескольких секунд. Вероятно, различные манипуляции могут способствовать поступлению опухолевых клеток в лимфатические пути.
Возможно, что склонность злокачественных опухолей метастазировать определяется их морфологией: недифференцированные опухоли обычно метастазируют чаще, чем высокодифференцированные. Однако из этого правила имеются исключения. Так, независимо от степени дифференцировки базальноклеточные опухоли, тимомы, хондросаркомы и глиомы метастазируют редко, в то же время как высокодифференцированные опухоли щитовидной железы и надпочечников дают метастазы часто.
Считается, что раки распространяются таким путем намного чаще, чем саркомы. Опухолевые клетки или эмболы разносятся по афферентным лимфатическим сосудам до регионарных лимфатических узлов, которые могут действовать в качестве иммунологического барьера или фильтра, захватывая опухолевые клетки или давая им возможность попадать в более отдаленные места. Если опухолевые клетки получают возможность задержаться в лимфатическом узле, то они могут дать начало росту, приводящему к замещению ткани узла и прорастанию капсулы. Вовлечение лимфатических сосудов зависит от локализации первичной опухоли и ее дренирования ими.
Возможно, что внутренние свойства, присущие опухолевым клеткам, дают им возможность определить свое поведение: проникать ли в лимфатические сосуды, или задерживаться в лимфатических узлах. Остается непонятным, почему клетки карцином метастазируют в регионарные лимфатические узлы, в то время как клетки сарком делают это нечасто. Отчасти это можно объяснить различиями в строении поверхности опухолевых клеток. Однако в настоящее время отсутствуют доказательства того, что саркоматозные клетки обладают меньшей инвазирующей активностью в отношении лимфатических структур вследствие каких-то специфических свойств.
Так как поражение лимфатических узлов является показателем распространения опухолевого процесса, определение их состояния является одним из критериев, оцениваемых при определении стадии заболевания. Тщательное исследование лимфатических узлов в хирургическом материале имеет огромное значение в определении прогноза заболевания. У разных больных с одним и тем же диагнозом степень вовлечения узлов может быть различной. При изучении серийных срезов удается выявить большее количество пораженных узлов. При поражении всех проксимальных лимфатических путей происходит ретроградная диссеминация, свидетельствующая о плохом прогнозе.
Важность васкуляризации для развития опухоли была подчеркнута выше. Однако кровеносные пути одновременно представляют собой еще один возможный путь распространения опухоли по организму. Проникновение опухолевых клеток в кровь осуществляется путем инвазии сосудов или через лимфатические пути. Тонкостенные капилляры или венулы оказывают небольшое сопротивление инвазирующим опухолевым клеткам, которые проникают в них, активно перемещаясь, а также используя свою способность разрушать стенку сосудов с помощью гидролитических ферментов. Попадание клеток в просвет сосудов облегчается также благодаря обнаруживаемым электронно-микроскопически дефектам базальной мембраны эндотелиальных клеток сосудов, расположенных по соседству с опухолью. Артерии обычно не подвергаются инфильтрирующему росту, так как имеющиеся в матриксе их стенок эластин и коллагеновые волокна оказывают значительное сопротивление опухолевым клеткам. Кроме того, высказывалось предположение, что резистентности артерий способствует и высокое внутрисосудистое давление.
Раньше считали, что способностью распространяться по венам обладают только саркомы. Практически для всех мягкотканных опухолей и первичных опухолей костей, таких как остеосаркома и хондросаркома, этот путь распространения является основным. Однако многочисленные исследования показали, что инвазия вен осуществляется и клетками карцином, а для некоторых из них (рак щитовидной железы, толстой кишки и почки) является важнейшей формой диссеминации процесса.
Вовлечение вен в опухолевый процесс является важным прогностическим признаком. Однако микроскопическое доказательство инвазии вен должно основываться на определенных критериях [Rosai J., Ackerman L., 1979]. Одно присутствие опухолевых клеток, лежащих свободно в просвете сосуда, не является достаточным свидетельством поражения сосудов, так как клетки могли попасть туда в процессе оперативного вмешательства. И только прикрепление клеток к стенке сосуда (как в случае тромба) может считаться достаточным основанием для такого заключения.
Вероятно, многие свободно циркулирующие в кровеносном русле опухолевые клетки не обладают способностью к пролиферации. Попытки культивировать эти клетки in vitro не увенчались успехом, и было высказано предположение, что факт обнаружения опухолевых клеток в кровеносных сосудах не имеет прогностического значения [Carter R., 1976]. В то же время инвазия сосудов, расположенных поблизости от первичной опухоли, свидетельствует о неблагоприятном прогнозе.