Психотерапевтические мероприятия онкологическим больным - общая онкология
Видео: В Ставропольском онкологическом центре откроется новая регистратура
Видео: Благотворительная акция для детей
Как уже указывалось, онкологическое заболевание практически почти у всех больных сопровождается развитием стресса различной степени тяжести (психогенная реакция). В результате проведенных наблюдений выделены три типа реакций: 1) реакции легкой степени, при которых отмечаются относительно нерезко выраженные расстройства, приближающиеся к невротическому уровню- эти реакции сравнительно легко купируются- основным способом воздействия на психику больного является психотерапия- 2) реакции тяжелой степени, при которых сила переживания достигает выраженной неврологической степени, а подчас и психотической симптоматики, требующей обязательного вмешательства врача-психоневролога- 3) реакции средней степени выраженности характеризуются расстройствами, которые занимают промежуточное положение и для коррекции требуют применения психофармакологических препаратов и психотерапии. Установлено, что степень выраженности психогенных реакций оказывает несомненное влияние на число послеоперационных осложнений. Так, по данным Н. Н. Симонова (1983) и А. В. Гнездилова (1983), при наличии тяжелых психогенных реакций число осложнений было больше, чем в других группах с менее выраженными психогенными реакциями (57,3% по сравнению с 26 и 22%).
Анализ особенностей течения послеоперационного периода показал, что такие осложнения, как инфаркт миокарда, инсульт, сердечная недостаточность, атония мочевого пузыря и кишечника, вялое заживление операционной раны, Стрессорные язвы, встречаются гораздо чаще в группе больных с тяжелыми психогенными реакциями, отмеченными в предоперационном периоде- выше была и послеоперационная летальность.
Клинически среди психогенных реакций, наблюдающихся у онкологических больных, были выделены 10 основных вариантов, которые могут быть сведены к следующим основным психопатологическим симптомам: тревога, сниженность настроения, астеничность, ипохондричность, стадия дисфории [Бажин Е. Ф., Гнездилов А. В., 1983]. Эти симптомы служат ориентиром для оценки степени выраженности психогенной реакции и для выбора методов купирующего воздействия.
Установлено, что изменчивость и динамичность психических реакций в значительной мере связаны с теми этапами, которые проходит онкологический больной в процессе диагностики и лечения основного заболевания. К их числу следует отнести: поликлинический (или диагностический) этап, этап госпитализации, предоперационный и послеоперационный периоды, выписку из стационара, катамнестический период (с момента возвращения домой). Среди перечисленных этапов наиболее травматичны поликлинический (диагностический) этап, предоперационный период и период выписки из стационара. Несомненно, сложным является катамнестический период. Именно в этом периоде отмечается потеря интереса к прежним занятиям- как показали проведенные исследования, развивается синдром самоизоляции, одиночества, наблюдается симптом «клановости»- «товарищи по несчастью» создают определенные замкнутые группы, члены которых поддерживают тесную связь между собой. Очевидно, что в комплекс реабилитационных мероприятий должны включаться психотерапевтические воздействия, проводимые не только в период обследования и лечения, до и после выписки больного из стационара. Среди методов психотерапевтического воздействия положительно зарекомендовала себя психотерапия с использованием писем бывших больных к лечащим врачам для создания благоприятного климата в палатах и контролируемого направления бесед больных между собой. С этой же целью можно рекомендовать контакты с больными, которые некоторое время тому назад перенесли подобную операцию благополучно, что убеждает подчас лучше всяких логических доводов. Это особенно важно в тех случаях, когда необходима предоперационная лучевая или химиотерапия, к которой многие больные относятся с недоверием, полагая, что эти виды лечения применяются лишь при запущенных злокачественных опухолях.
Весьма целесообразно проведение в отделении специальных лекций-бесед для больных, преследующих цель внушения достаточно оптимистических представлений о возможностях излечения от опухолевой болезни [Кабанов М. М., 1976- Гнездилов А. В. и др., 1977- Герасименко В. Н. и др., 1978- 1988- Baltrusch Н- 1980].
Безусловно, в первую очередь необходим комплекс мер по психогигиене и психопрофилактике- установление контакта и доверия между врачом и больным, возможно более достоверная информация о заболевании, необходимом лечении и жизненных перспективах, создание благоприятного психологического климата. При легкой форме психогенных реакций достаточно эффективной обычно оказывается психотерапия. Средняя форма требует применения психофармакологических препаратов типа малых транквилизаторов (триоксазин, седуксен, элениум). При тяжелых формах психических переживаний иногда требуется применение нейролептиков (аминазин, дроперидол, тизерцин) и антидепрессантов (амитриптилин) в сочетании с психотерапией. Весьма благоприятный эффект получен при применении феназепама в предоперационном периоде [Остроумова М. Н. и др., 1981]. Хороший эффект наблюдается при проведении музыкотерапии (радиофикация палат) как на этапе предоперационной подготовки, так и в послеоперационном периоде.
Психотерапия должна осуществляться не только в клинике, но и после выписки и включать в себя аутогенную тренировку, беседы, семейную терапию. Последней должно придаваться исключительно важное значение, поскольку нормализация обстановки в семье благоприятно воздействует и на социально-трудовую реабилитацию больного. Работа врача с родственниками должна являться необходимым звеном в комплексе реабилитационных мер.
Таким образом, очевидна необходимость специальных психотерапевтических мероприятий в онкологической клинике- как и все меры по реабилитации, они должны начинаться с момента установления диагноза и продолжаться в течение длительного периода после выписки больного. Социально-трудовая реабилитация онкологического больного решает круг вопросов, связанных с восстановлением его активной жизнедеятельности после вынужденного нарушения привычного образа жизни и фактически концентрирует внимание на личности больного, перенесшего лечение по поводу тяжелого заболевания и нуждающегося в активной социальной поддержке.