О противометастатической сопротивляемости организма - общая онкология
Видео: Маточное молочко с женьшенем
Видео: Путин заболел смертельно, поэтому напал на Украину
При специальном поиске клеток в циркулирующей крови обнаружить эти клетки удается далеко не всегда. Поэтому может сложиться впечатление о том, что карцинемия — относительно редкое явление в опухолевом процессе. Однако биологические методы обнаружения карцинемии, суть которых заключается в перевивке опухоли кровью или другим биологическим материалом (гомогенатом внутренних органов и пр.), говорят о том, что карцинемия — закономерное явление. В ряде случаев перевиваемость опухоли кровью достигает 100%.
Удивительно другое обстоятельство: метастазы развиваются гораздо реже, чем обнаруживается карцинемия. У беспородных белых мышей, погибших, например, от опухоли Эрлиха, метастазов может не быть, но прививка крови этих животных, взятой на любой стадии роста, у интактных мышей часто ведет к развитию опухолевого узла.
Отсюда следует, что опухолевые клетки в циркулирующей крови погибают, несмотря на то, что сама первичная опухоль растет, убивая, в конце концов, своего хозяина. Клиницистам также хорошо известно, что, даже при наличии карцинемии, метастазы могут отсутствовать и в финальной стадии развития заболевания, что подтверждается данными аутопсии. Подобные наблюдения позволяют говорить о противометастатической сопротивляемости организма, в котором развивается злокачественная опухоль.
Почему некоторые циркулирующие опухолевые клетки дают метастазы, а другие — нет? Почему бывают бурные вспышки метастазирования у одних больных, в то время как у других их нет вовсе? Даже у линейных животных, которым привили в один и тот же срок одну и ту же опухоль, интенсивность метастазирования весьма варьирует: у одних животных метастазы есть, у других нет. Возможно, подобные различия реактивности изогенных особей имеют иммунологическую основу.
Как бы то ни было, но противометастатическая сопротивляемость, выражающаяся в виде торможения вторичных опухолевых узлов (метастазов) на фоне прогрессивного роста первичной опухоли, является очевидным фактом.
Было бы неверно однозначно расценивать фактор противоопухолевой сопротивляемости организма. Взаимоотношения организма, с одной стороны, и опухоли и метастазов — с другой, дают много примеров, необъяснимых с ортодоксальной точки зрения. Самое простое объяснение могло бы заключаться в том, что удаление опухоли или ее локальное облучение должно только повышать противоопухолевую сопротивляемость организма. Но это не совсем так.
Г. Б. Беленький и В. Н. Шеварева (1965) описывают, например, такое наблюдение. Они облучали меланобластому кожи спины. На месте опухоли образовалась язва, она зарубцевалась, а через 5 мес. на коже у больной появилось 729 черных узлов — метастазов меланомы. Это и многие другие подобные наблюдения показывают, что излечение опухоли хирургическими и лучевыми методами еще не означает повышения противометастатической сопротивляемости организма.
Некоторые опухоли растут как бы циклами, периоды быстрого роста перемежаются с относительными ремиссиями. Последние могут длиться очень долго, иногда метастазы опухоли проявляются через 15 — 20 лет после лучевого лечения или удаления опухоли.
Р. Е. Кавецкий (1973) перечисляет следующие основные пути взаимодействия между организмом и опухолью: специфическое иммунологическое- неспецифическое, осуществляемое через местные и общие реакции соединительной ткани- взаимодействие через нервную систему, через эндокринные органы и через обмен веществ.