Патогенетические варианты течения, воздействия на внутреннюю среду для профилактики и лечения - общая онкология
Патогенетические типы (варианты) течения злокачественных новообразований.
Известно, что даже при локализации опухоли в одном органе и одинаковой стадии распространения процесса клиническое течение заболевания и реакция на течение могут быть весьма различными. Существенные различия в характеристиках опухолевого процесса имеют место при раке тела матки и молочной железы, что послужило основанием к выделению различных патогенетических вариантов опухолевого процесса [Дильман В. М., 1968, 1974- Бохман Я. В., 1972- Берштейн Л. М., 1973- Семиглазов В. Ф., 1980].
Однако следует иметь в виду, что рассматриваемые патогенетические различия относятся к фону организма, на котором развивается (или обнаруживается) опухоль, хотя этот фон и оказывает влияние на течение опухолевого процесса и на ею чувствительность к лечению. Так, например, I патогенетический тип рака тела матки характеризуется признаками, которые свойственны «гипоталамической патологии» или интенсифицированному старению, и именно при этом патогенетическом варианте выше лечебная эффективность прогестинов. Но так как этому варианту соответствуют опухоли более дифференцированного строения, при котором, в частности, сохраняются рецепторы гормонов, то можно предполагать, но гормональный фон или влияет на состояние опухолевых клеток, или, что еще важнее, гормональный фон влияет на активацию той или иной группы онкогенов, а эго определяет строение и биологические свойства опухоли.
Таким образом, способность опухолевой ткани отвечать па нормальные стимулы (в частности, гормональные и метаболические) может использоваться при разработке методов лечения, и проведение подобных исследований вполне оправдано при раке не только молочной железы и тела матки, но также толстой и прямой кишки, предстательной железы, яичников, меланобластоме и т. д.
Воздействия на внутреннюю среду для профилактики и лечения рака.
Практическая значимость представленных выше данных о роли факторов внутренней среды в канцерогенезе определяется возможностью использования этих данных при разработке мероприятий по предупреждению и лечению злокачественных новообразований. В первую очередь речь идет о возможно более ранней коррекции гормонально-метаболических сдвигов, свойственных канкрофилии. Так как синдром канкрофилии закономерно развивается в процессе нормального старения, то устранение канкрофилии должно препятствовать возрастному нарастанию частоты злокачественных опухолей.
Но синдром канкрофилии может возникать и в более раннем, чем обычно, возрасте вследствие интенсификации процесса старения как под влиянием ряда неблагоприятных внешних воздействий (избыточное потребление пищи, неправильная диета, хронический стресс, химические канцерогены и т. д.), так и вследствие генетических индивидуальных особенностей (см. гл. 6). Наконец, сдвиги, обусловленные акселерацией физического развития, ускоряют возникновение канкрофилии. Поэтому весьма целесообразной представляется разработка представления об идеальной или оптимальной норме, в частности возможность по ограниченному числу критериев («паспорт здоровья») судить о вероятности развития возрастной патологии, включая синдром канкрофилии. К таким критериям относятся масса тела, концентрация в крови холестерина и триглицеридов (или, точнее, ЛНП и ЛОНП), а-холестерина (или холестерина в ЛВП), артериальное давление, уровень сахара в крови через 2 ч после нагрузки глюкозой [Дильман В. М., 1974, 1983].*
Принцип нормализации внутренней среды включает в себя, кроме того, поддержание на оптимальном уровне состояния высшей нервной деятельности, в том числе психического статуса, а также учет индивидуальных данных о состоянии менструальной функции, деторождении, длительности лактации и т. п.**
* В тех случаях, где это возможно, одновременно исследуется концентрация в крови кортизола и инсулина (или С-пептида).
** Хотя длительное введение эстрогенных препаратов представляет опасность в отношении возникновения рака эндометрия, их циклический прием в сочетании с прогестинами не опасен, а кроме того, способен оказывать профилактическое действие в отношении возникновения опухолей молочной железы. Аналогичным эффектом, в частности в отношении развития рака яичников, могут обладать и некоторые контрацептивы, содержащие эстрогенный и прогестиновый компоненты.
Рациональная низкокалорийная диета, в которой ограничено содержание легкоусвояемых жиров и углеводов и повышено потребление овощей и фруктов с высоким содержанием растительных волокон, учтена потребность в витаминах (особенно А, С и Е) и микроэлементах, а также высокий уровень мышечной деятельности должны использоваться для нормализации внутренней среды организма с целью профилактики рака.
Если эти методы оказываются недостаточными, то следует использовать и лекарственные методы воздействия, в частности гиполипидемические и антидиабетические средства (в первую очередь антидиабетические бигуаниды) и иные препараты, уменьшающие утилизацию клетками свободных жирных кислот. В целом могут использоваться любые препараты, применяемые при лечении атеросклероза и для уменьшения коагуляционных свойств крови и агрегации тромбоцитов, а также гипотензивные и некоторые психотропные средства, используемые для лечения психогенной депрессии. Необходимы во многих случаях заместительная терапия тиреоидными гормонами и назначение препаратов для снижения секреции глюкокортикоидных гормонов коры надпочечников, например дифенина. С другой стороны, эти же методы воздействия могут быть использованы для метаболической реабилитации онкологических больных [Дильман В. М., 1983]. При этом следует иметь в виду, что ее целесообразность определяется и влиянием, уменьшающим смертность и от других главных неинфекционных болезней человека, прежде всего от осложнений атеросклероза, и надеждой предотвратить возникновение повторных (первично-множественных) опухолей.
Применение средств метаболической реабилитации нисколько не препятствует использованию других методов лечения, и, напротив, метаболическая реабилитация должна проводиться у онкологических больных после окончания лечения по радикальной программе. Более того, после устранения метаболической иммунодепрессии с помощью диетических и лекарственных воздействий более эффективным может оказаться применение иммуностимуляторов и иммуномодуляторов.
Достаточно большие надежды возлагаются на использование ретиноидов, антиоксидантов, простагландинов, стимуляторов циклических нуклеотидов (в первую очередь циклического АМФ) и новых различных препаратов, которые имеют непосредственное отношение к механизмам пролиферации и дифференцировки клеток и к репарации повреждений в них. Несомненно, что в будущем средства метаболической реабилитации смогут быть использованы и для воздействия непосредственно на опухолевые клетки, с учетом юй роли, которую играют в жизнедеятельности последних липидный состав плазматических мембран, рецепторы гормонов и особенно рецепторы трансформирующих факторов роста и т. д.
Таким образом, хотя внутренняя среда организма влияет лишь на условия, способствующие (или препятствующие) возникновению опухолей, нормализация гомеостаза необходима во всех тех случаях, когда предпринимаются попытки предотвратить появление опухолей, улучшить результаты их лечения и увеличить продолжительность жизни человека, не обремененной современными главными болезнями.
Из всех вопросов, касающихся влияния опухоли на организм, здесь рассматриваются только паранеопластические синдромы.