Вопросы циркуляции и самообезврвживания канцерогенных пау в окружающей среде - общая онкология
Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют о способности БП мигрировать из одних объектов окружающей среды в другие. Это послужило Л. М. Шабаду основанием для выдвижения концепции о циркуляции канцерогенов в окружающей среде [Шабад Л. М., 1973]. Сущность ее сводится к следующему. Канцерогенные ПАУ, возникающие или распыляющиеся в процессе различных технологических операций, поступают главным образом в атмосферу или сточные воды. Часть из них попадает непосредственно на бытовые предметы. Из атмосферы они осаждаются на почву, растения или воду водоемов. Предполагается возможность миграции ПАУ по цепочкам почва — растения, вода — растения, почва — вода, а также в обратном порядке. С растительными пищевыми продуктами, а также с питьевой водой ПАУ могут поступать в организм человека и животных. Пищевые продукты любого происхождения могут быть загрязнены ПАУ также в процессе их производства или кулинарных операций.
Окружающая человека среда не остается индифферентной в отношении канцерогенных ПАУ, поступивших в нее из сферы производства. До известной степени она способна самоочищаться. БП может частично разрушаться в воздухе под влиянием УФЛ и разрядов в атмосфере при грозах (вследствие окисления образующимся при этом озоном), превращаться в неканцерогенные метаболиты в организме животных, окисляться почвенными микроорганизмами. Сейчас невозможно оценить достаточно степень такой самоочистки. Известно лишь, что даже при наиболее благоприятных условиях БП не исчезает полностью из атмосферы и почвы. В то же время имеются убедительные доказательства того, что поступление БП в организм человека по цепочке: атмосфера— растения — корма животных — сельскохозяйственные животные — пищевые продукты животноводства практически полностью прерывается вследствие разрушения его в организме животных. Это достаточно наглядно иллюстрируется работами, в которых исследовали мясо и другие пищевые продукты животноводства при содержании различных, в том числе и высоких, концентраций бензпирена в кормах животных [Горелова Н. Д. и др., 1970].
Несколько иначе обстоит дело с рыбой и рыбными пищевыми продуктами. Экспериментальные данные показывают, что БП, поступающий в организм рыбы с кормами, так же, как и в организме сельскохозяйственных животных, метаболизируется и в мышечной ткани не накапливается. В то же время, по другим данным, рыба, выращенная в загрязненных водоемах, может содержать в своих тканях значительные количества этого канцерогена. Создается впечатление, что рыба способна поглощать и аккумулировать БП даже из не очень сильно загрязненной воды, по-видимому, путем прямой диффузии этого вещества через ее покров. При этом поступающий таким путем в организм рыбы канцероген не переносится кровотоком в печень, где он мог бы метаболизироваться, а депонируется в значительных количествах в тканях.
Вопрос о судьбе и степени опасности для человека канцерогенных ПАУ, поступивших в почву, оказался очень не простым. Определенный оптимизм породили работы Л. М. Шабада и соавт., показавшие, что некоторые виды почвенных микроорганизмов способны разрушать поступающий в почву БП [Шабад Л.М., 1973]. Однако оказалось, что полного самоочищения почвы не происходит. Почва почти всегда содержит некоторое количество БП даже в случае отсутствия поблизости постоянно действующих промышленных источников этого канцерогена. В подавляющем большинстве районов СССР фоновый уровень БП в почве находится в пределах 1 — 5 мкг/кг и зависит от типа почвы [Ильницкий А. П. и др., 1978]. Вблизи источников выброса БП в атмосферу содержание его в почве может повышаться в тысячи и десятки тысяч раз по сравнению с фоновым на весьма значительных пространствах.
В настоящее время еще не имеется полной ясности в вопросе о механизме поступления БП из окружающей среды в растения, о том, поступает ли он в растения и их плоды из почвы через корневую систему, или же появляется в них вследствие осаждения на растения атмосферной пыли. Можно лишь считать доказанным, что содержание БП в картофеле (а также, по-видимому, в моркови и редисе) находится в прямой связи с его концентрацией в почве даже при низкой ее загрязненности [Дикун П. П. и др., 1982- Muller Н., 1976]. В то же время в зерне злаковых и семенах некоторых масличных культур содержание БП не зависит от его концентрации в почве, даже если она варьирует в ней от 0,5 до 400 мкг/кг [Дикун П. П., 1982]. При интерпретации данных, касающихся проникновения ПАУ из почвы в растения, следует учитывать возможность переноса ветром почвенной пыли на листья растений и, таким образом, поступления БП из почвы через листья. Следует также иметь в виду, что в жаркие дни в приземном слое воздуха могут создаваться достаточно высокие концентрации парообразного БП, если он имеется в больших количествах в почве.
Таким образом, канцерогенные ПАУ могут переходить из одних объектов окружающей человека среды в другие, иногда выходя из цепочек, ведущих к воздействию на организм человека, и даже подвергаясь уничтожению. Однако, несмотря на то, что окружающая среда обладает способностью к самоочищению от канцерогенов этого класса, она не способна полностью от них избавиться.
Об этом свидетельствует постоянное присутствие этих агентов во всех средах — почве, воде, атмосфере, растительности и т. п.