Гематогенное метастазирование - общая онкология
Диссеминированные опухолевые клетки попадают в ток крови путем инвазии кровеносных сосудов стромы первичной опухоли, а также через грудной лимфатический проток и лимфовенозные анастомозы в лимфатических узлах. Установлено, что нахождение опухолевых эмболов в кровеносных сосудах стромы опухоли имеет значительно более неблагоприятное прогностическое значение, чем обнаружение циркулирующих в крови опухолевых клеток. Последние, как показали многочисленные эксперименты, обладают невысокими потенциями к пролиферации и повреждению эндотелия сосудов.
Важное место в понимании механизмов развития гематогенных метастазов занимают исследования системы свертывания крови. Многочисленные работы в этой области позволили установить интересный факт участия внутрисосудистого свертывания крови в процессах гематогенного метастазирования. Выполненные с помощью прижизненной микрокинематографии, эти работы, в частности, показали, что циркулирующие в крови опухолевые клетки легче прикрепляются к сосудистой стенке капилляров, если они вовлекаются в состав микротромбов. Образованию последних способствует высокая тромбопластическая активность опухолевых клеток, которые приспособлены к индукции образования микротромбов. Фиксируясь с помощью микротромбов к стенке капилляров, опухолевые клетки получают возможность пролиферировать и давать начало метастазам.
В этой стадии метастазирования фибрин, окутывающий опухолевые клетки, играет роль их защитника от губительных для них влияний организма — лимфоцитов, макрофагов литических антител и ферментов.
Указанное представление послужило основой ряда обширных исследовательских программ, выяснявших возможность влияния на развитие метастазов с помощью антикоагулянтов. Предполагалось, что антикоагулянты, предотвращая образование микротромбов, «заставят» опухолевые клетки циркулировать в крови до момента их гибели. Во многих работах было найдено, что гепарин эффективно снижает число метастазов на модели, где взвесь опухолевых клеток вводили внутривенно. Однако в опытах, где опухоль прививали подкожно или внутримышечно и где она мегастазировала «самостоятельно», влияние антикоагулянтов оказалось не столь однозначным. Антикоагулянты непрямого действия, обладающие антипротромбиновым эффектом, такие как фенилин и неодикумарин, при длительном (ежедневном) введении животным ослабляли противоопухолевую сопротивляемость, следствием чего явилось усиление роста первичной опухоли и лимфогенного метастазирования, тогда как влияние на образование гематогенных метастазов оказалось непостоянным.
Более внимательное изучение фармакологических свойств антикогулянтов показало, что их действие в значительной степени зависит и от свойств опухолей. Последние были разделены на две группы. Одни из них характеризовались как богатые тромбопластином, другие - как богатые фибринолитическими веществами, точнее активаторами и проактиваторами фибринолиза [Peterson Н., 1968]. Эффект антикоагулянтов (гепарина, фибринолизина и др.) проявлялся в четкой зависимости от указанных свойств опухоли.
Если опухоли были богаты тромбопластином или ею активаторами, то они были довольно плотно окутаны фибриновым футляром, препятствующим диссеминации опухолевых клеток, которые застревали в петлях фибрина. Карцинемия при этих опухолях — относительно редкое явление. Гепарин и фибринолизин, растворяя фибриновый футляр, усиливали карцинемию, но опухолевым клеткам не удавалось прикрепляться к стенкам капилляров, и число гематогенных метастазов было меньшим, чем в контроле. Если же опухоли были богаты фибринолитическими веществами, то введение антикоагулянтов мало влияло на развитие метастазов, поскольку в этом случае воздействие антикоагулянтов на образование внутрисосудистых тромбов сводилось к минимуму.
Хотя существуют общие закономерности лимфогенного и гематогенного метастазирования, имеются значительные индивидуальные особенности. В настоящее время получены ответы на вопросы — где, когда и как часто возникают метастазы основных локализаций эпителиальных и деэпителиальных злокачественных опухолей. Иными словами, достаточно полно изучены маршруты метастазирования и локализация регионарных и отдаленных метастазов (которые в значительной мере определяются особенностями лимфо- и гемодинамики органа, пораженного опухолью)- время возникновения (хронология метастазирования)- частота, а следовательно, реальное значение основных видов метастазирования для клинического течения заболевания. Эти сведения необходимо учитывать при углубленной диагностике, классификации по стадиям и по системе TNM, планировании и осуществлении хирургического, лучевого и лекарственного лечения, постановке индивидуального прогноза. Значительно меньше изучен вопрос, какие причины обусловливают развитие метастазов. Поэтому дальнейшее изучение биологических особенностей метастазирования, взаимодействия организма, опухоли и метастазов является исключительно актуальной задачей экспериментальной и клинической онкологии. Это особенно важно еще и потому, что современные методы терапии рака, как правило, обеспечивают излечение первичной опухоли, но недостаточно эффективны для контроля над метастазированием. Все изложенное позволяет заключить, что раскрытие общих закономерностей прогрессии и распространения опухолей, их особенностей при основных формах рака и сарком и индивидуальных отличий в каждой конкретной клинической ситуации позволит контролировать и, более того, предупреждать метастазирование.