Профессиональные опухоли - общая онкология
Видео: Николай Пейчев - Как победить опухоль, практика [Академия Целителей]
КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ СВЯЗИ ЧАСТОТЫ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ У ЛЮДЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В предыдущих разделах изложены данные, полученные главным образом либо физико-химическими методами, либо в опытах на животных. Они характеризуют проблемы канцерогенных и модифицирующих канцерогенез факторов окружающей человека среды. В данном разделе будут рассмотрены результаты в основном эпидемиологических исследований, касающиеся, однако, вопросов онкологической заболеваемости у людей под влиянием сочетанного действия различных факторов окружающей среды.
Профессиональную опухоль определяют как бластомогенную реакцию, возникшую в результате профессиональной деятельности человека при регулярном, обычно длительном, контакте с некоторыми экзогенными химическими и физическими агентами, действующими достаточно интенсивно.
По характеру, клиническому течению и прогнозу профессиональные опухоли ничем не отличаются от «спонтанных». Поэтому критерием, по которому они могу г быть выявлены, является повышенная их частота по сравнению с частотой соответствующих «спонтанных» опухолей у контрольных групп населения, не имевших никакого контакта с данными профессиональными вредностями. Установление связи между появлением профессиональных заболеваний и вызывающими их канцерогенными факторами осложняется латентным периодом опухолей, иногда очень длительным. Например, как отмечалось выше, первые профессиональные опухоли (ангиосаркомы печени), обусловленные действием мономера винилхлорида, были обнаружены более 40 лет спустя после начала производственного применения этого вещества. Опухоли мочевого пузыря, обусловленные производственным контактом с ароматическими аминосоединениями, могут появиться спустя 12—15 лет после начала работы на соответствующем производстве- опухоли легких, вызванные контактом с асбестом, никелем и хромом,— соответственно через 7 — 21 год, 11 — 15 лет и 10 — 14 лет. За такое время могут измениться характер производственной деятельности человека, его профессия, место работы и жительства. Поэтому при выявлении профессиональных онкологических заболеваний важное значение приобретают установление профессионального маршрута заболевшего и ретроспективный анализ связи заболевания с профессией.
Тщательный обобщающий анализ данных о профессиональных опухолях (так же, как и о других онкологических заболеваниях у людей, происхождение которых можно связать, с той или иной степенью достоверности, с действием экзогенных факторов) был произведен экспертами МАИР. Из 21 химического соединения, сложных продуктов и технологических процессов, признанных экспертами МАИР представляющими реальную канцерогенную опасность для людей, 17 относятся к профессиональным вредностям [IARC, 1980]. В этот перечень включены такие давно известные и довольно хорошо изученные опасные в канцерогенном отношении для человека, ставшие уже классическими объекты и производства, как предприятия по производству и применению сажи, каменноугольных смол и минеральных масел, предприятия, связанные с производством и применением некоторых ароматических аминосоединений, производство и применение асбеста и т. п. В то же время в нем содержатся и объекты, лишь сравнительно недавно привлекшие к себе внимание в этом отношении. Среди них следует выделить группу металлов (мышьяк, хром, никель) и их соединений или предприятий по их получению или очистке. При работе в контакте с соединениями мышьяка в течение 25 лет риск возникновения опухолей легких увеличивался у рабочих в 8 раз по сравнению с общим населением [Pinto S. et al., 1977]. При изучении смертности от рака легких за 21 год у рабочих хромовых производств она оказалась равной (на 100 тыс. работающих) у мужчин 140,1, у женщин —30,1, тогда как у не контактировавших с хромом лиц она была соответственно 16,4 и 3,1 [Тюшнякова Н. В. и др., 1974]. К 1977 г. описано 60 случаев заболевания раком легких у лиц, имевших контакт в течение 2—14 лет с алкилирующими соединениями бисхлорметиловым или хлорметиловым метиловым эфиром, применяемыми в промышленности в качестве растворителей, бактерицидов, промежуточных продуктов органического синтеза [Bettendorf U., 1977]. Доказана повышенная онкологическая заболеваемость при производственном контакте с изопропиловым спиртом (рак околоносовых пазух) и бензолом (лейкемия) [IARC, 1974, 1977]. Рак полости носа у рабочих мебельных и обувных фабрик вызывает древесная и кожевенная пыль [Acheson Е., 1976- IARC, 1981].
Повышенную профессиональную онкологическую опасность вначале имели рентгенологи. Они заболевали лейкозами в 6 — 9 раз чаще, чем врачи других специальностей. Ионизирующая радиация является причиной профессиональных онкологических заболеваний и в других случаях.
Интересный анализ современных тенденций в оценке роли профессиональных факторов в этиологии рака дает П. А. Боговский (1981). Прежде всего он сопоставляет мнения различных авторов об удельном весе профессионального рака в общей онкологической заболеваемости населения. Если в работах 1950—1960 гг. он оценивался в 1 %, то во второй половине 70-х годов текущего столетия максимальные оценки достигают 10—15%. Приводится также ссылка на доклад, в котором сделан вывод о том, что в ближайшие десятилетия удельный вес профессионального рака в США может достигнуть 20 — 38 % [Bridport К. et al., 1978]. Не вступая в дискуссию о степени достоверности количественных данных различных авторов, П. А. Боговский считает, что число трудящихся, имеющих риск контакта с потенциальными канцерогенными вредностями, во всяком случае возрастает. Эго обусловлено рядом обстоятельств.
Во всем мире наблюдается нарастание количества химических соединений, синтезируемых в лабораториях и производимых промышленностью. По имеющимся данным, ежегодно вводится в потребление более 5000 новых химических соединений. Усовершенствование технологии производства приводит к тому, что число вновь вовлекаемых в него рабочих отстает от роста объёма производимых химических продуктов. Однако число промышленных рабочих, по-видимому, возрастает, свидетельством чего могут служить данные о растущей урбанизации населения.
При обнаружении явно выраженных случаев профессиональных онкологических заболеваний в промышленно развитых странах обычно проводятся соответствующие профилактические мероприятия, оказывающиеся иногда достаточно высоко эффективными. Это приводит нередко к практически полному исчезновению классических профессиональных раков. Однако в настоящее время происходит быстрое расширение промышленного производства в развивающихся странах и, соответственно, нарастание числа рабочих, имеющих контакт с опасными агентами. Служба здравоохранения в этих странах не всегда в состоянии обеспечить проведение должных профилактических мероприятий, и поэтому там могут создаться условия для появления профессионального рака.
Таким образом, имеется реальная перспектива тою, что и в ближайшем будущем профессиональные онкологические заболевания будут вносить определенный, может быть на некотором этапе даже возрастающий, вклад в общую онкологическую заболеваемость населения. В развивающихся странах не исключена возможность появления классических профессиональных раков, вызываемых уже известными производственными канцерогенными факторами. В промышленно развитых странах более вероятны новые виды профессиональных опухолей, происхождение которых обусловлено производственны ми канцерогенными агентами, промышленное применение которых началось лишь сравнительно недавно.
По-видимому, проявлением именно этих обстоятельств являются отмечаемые П. А. Боговским две тенденции в характере профессиональных онкологических заболеваний, наметившиеся в последние годы: 1) неуклонное возрастание количества профессий, при которых выявляется повышенная против ожидаемой частота рака разных локализаций (т. е. возрастание видов профессиональных онкологических заболеваний)- 2) повышение частоты у рабочих некоторых производств не только основной локализации рака, но и опухолей других локализаций, не основных для данной профессии. Иллюстрацией первой из этих тенденций служат приводившиеся выше примеры, перечень которых можно было бы продолжить. В качестве примеров, подтверждающих вторую тенденцию, П. А. Боговский приводит то, что мышьяк вызывает рак не только легкого, но и кожи, асбест поражает, кроме легких, плевры и брюшины, также и желудочно-кишечный тракт, а минеральные масла, наряду с кожей, также и легкие.
В общем же следует заключить, что проблема профессиональных опухолей не утратила своей актуальности, хотя она и приобретает новые аспекты. Профилактические мероприятия приводят к снижению числа случаев хорошо изученных, классических профессиональных раков до уровня, при котором их уже трудно отличить от спонтанных опухолей. Однако взамен их обнаруживаются новые виды профессиональных онкологических заболеваний, вызываемые еще не известными ранее производственными канцерогенными факторами. Исследования в области профессионального рака важны и тем, что они помогают выявлению этих новых канцерогенных факторов. Важно также и то, что значение выявленных таким образом канцерогенных агентов во многих случаях не ограничивается лишь сферой профессиональной деятельности людей.